Воскресенье, 19.05.2024, 03:00
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ ПОДГОРЕНСКАЯ СОШ №2

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РОЛЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
«РОЛЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Астахова Надежда Павловна, председательуправляющего совета МКОУ Подгоренская СОШ №2 Подгоренского муниципального района 2012г. Современный этап развития образования характеризуется постоянным усилением как позиций государства, так и активным участием общественности в управлении образовательным учреждением. Формирование механизмов, обеспечивающих включение общества в управление образовательными системами различного уровня, сегодня определено в качестве одного из ключевых механизмов реализации Приоритетного Национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования. Государственно – общественная форма управления школой определяется нами как интегрированное взаимодействие администрации школы, учителей, учащихся, родителей и ,общественности, нацеленная на инициативное развитие школы, её гуманизацию и демократизацию. В новой модели российской школы наряду с привычными фигурами директора, завуча, зав. департаментом появляется новый внутришкольный орган власти – Управляющий совет. Как любое нововведение, коллективные способы управления в школе должны пройти некоторый эволюционный путь. От «незрелых» форм работы к «зрелым», от простых функций контроля, обеспечивающих открытость деятельности образовательного учреждения, до полноценного участия в управлении – подготовке решений, участия в реализации этих решений, аналитической работы .Коллегиональные способы управления школой существенным образом меняют её статус и отношение к ней родителей и учеников. Управляющий совет призван по-хорошему «держать в тонусе»администрацию школы, с одной стороны, но с другой стороны, принятые таким образом решения имеют статус «общественно-согласованных» и поэтому особенно ценных. Но практика показывает, что ещё до сих пор возникает много вопросов и от администрации школы: «А зачем нам это надо?» , и от родителей; «А где в управлении наше место?» ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНЫ УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ. Вопрос «Зачем это нужно?» - наверное, первый вопрос, который рождается в головах у родителей, у педагогов и у директора школы, когда их впервые ставят перед необходимостью создания или «оживления» работы Управляющего совета. От того, какой ответ находят для себя участники образовательного процесса, зависит, насколько успешной и активной станет работа совета. Давайте разберемся, зачем действительно нужен Управляющий совет в школах? И кому он нужен больше? Родителям? Учащимся? Директору? Местным органам управления образования? Федеральной власти? Речи о важности создания органов государственно-общественного управления звучат в устах чиновников разных уровней. Надо понимать, что такие разговоры - не просто дань моде. Расширение общественного участия в управлении школой - это важный элемент новой модернизированной системы образования, в том виде, как она задумывается и создается, если он не начнет работать, как положено, то не заработают и прочие задумки (выбор «школьного компонента» образовательного стандарта, публичные отчеты, программы развития школы, общественная экспертиза и оценка труда педагогов.) Образовательные учреждения получают больше автономии, больше свободы выбора по ключевым вопросам, которые самым непосредственным образом затрагивают права и интересы учащихся. Ведь решение о том, какие направления профильного обучения выберет школа, какие предметы будет изучать углубленно – не должно приниматься без учета мнения родителей. Заинтересованность государства в расширении общественного участия, которая была не раз озвучена первыми лицами страны ,позволяет ожидать, что в ближайшие годы вовлечение родителей в процесс управления образованием станет более системным и будет получать всё большую поддержку со стороны органов власти. Благодаря Управляющему совету наиболее активные родители без лишних проволочек получили возможность решать насущные проблемы образовательных учреждений . Не секрет, что наибольшее число преобразований и нововведений происходит на местном уровне. Местные власти постоянно принимают решения, которые затрагивают интересы образовательных учреждений – все вопросы о слиянии, реорганизации, временном размещении в других зданиях и даже о смене руководства образовательного учреждения могут наталкиваться на непонимание и протесты со стороны родительской общественности. Это вопросы, которые нуждаются в согласовании. Довольно сложно проводить согласования с неорганизованными группами родителей, особенно если сами родители не имеют единой позиции по спорным вопросам. Наличие же действующего Управляющего совета в школе позволяет сделать процесс переговоров с родителями более организованным и направить его в конструктивное русло. Ведь Управляющий совет - это не просто группа родителей, где каждый сам за себя и со своим мнением, это, прежде всего орган, осознающий свою ответственность за судьбу образовательного учреждения. Зачем Управляющий совет образовательному учреждению? Уже сам факт наличия в школе работающего Управляющего совета создает школе имидж современного образовательного учреждения с демократичным стилем управления. Управляющий совет позволяет сделать взаимодействие родителей и школы более системным. Непосредственная вовлеченность в вопросы управления школой, знакомство с проблемами, которые стоят перед администрацией – снимает подавляющее число претензий. Известно, что одна голова - хорошо, а несколько - лучше. В состав советов могут входить различные специалисты – юристы, финансисты, строители, общественники, журналисты и просто разумные, знающие люди. Советы этих людей, которые также заинтересованы в благополучии образовательного учреждения, во многих случаях могут быть очень кстати. Практика показывает, что работающий Совет может разгрузить администрацию и взять на себя решение отдельных задач мониторинга и контроля: например, взять на контроль вопросы качества питания в школе. А исполнение представительских функций – представление интересов школы в органах власти от имени Управляющего совета зачастую оказывается даже более эффективным. Власть, как правило, более ответственно и внимательно относится к обращениям от лица организованной родительской общественности, чем от лица директора школы. Зачем Управляющий совет педагогам? Педагогам Управляющий совет нужен для тех же целей, для которых он нужен школе. Помимо этого, Управляющие советы могут дополнительно прорабатывать, решать отдельные проблемы дисциплины, создания более комфортных условий в школе и даже обращаться от своего имени с официальными обращениями к родителям учащихся, которые систематически не исполняют установленные правила. Учителя на равных входят в состав Управляющего совета, они могут формулировать предложения и запросы от педагогического коллектива и выносить их на обсуждение с родителями. Зачем Управляющий совет учащимся? Для учащихся это первый опыт, который поможет обучиться навыкам управления, сотрудничества, групповой дискуссии, проектирования и т.п. Участие в работе советов представителей от школьных органов ученического самоуправления повышает статус этих органов. Чем больше учащиеся вовлечены в деятельность Управляющего совета, тем большую поддержку и помощь в развитии этих органов они могут получить. Кроме того, Управляющие советы могут принимать решения по вопросам школьной жизни, касающихся интересов детей (введение правил поведения, школьной формы; режим учебного дня или недели; расписание кружков; введение факультативов ;организация социальных и учебных практик; проведение праздников; организация досуга; защита нарушенных прав и т.п.). Участие в работе совета повышает шансы, что мнение учеников будет услышано, обсуждено и учтено при принятии решений. Зачем Управляющий совет родителям? Родители получают возможность обращаться в Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью и администрацией школы. Совет выполняет роль согласования различных интересов и мнений. Там, где нет Управляющих советов – у родителей меньше шансов быть услышанными. Для активных и неравнодушных родителей членство в Управляющем совете дает официальный статус, а вместе с ним возможность представлять и отстаивать не только личные интересы, но и выступать в интересах школы, участвовать в переговорах и непосредственным образом влиять на принятие решений. НЕМНОГО ИСТОРИИ Автором идеи Управляющих советов в России, инициатором и лидером движения за их создание и распространение был крупный ученый-педагог, директор инновационной школы №1060 г. Москвы – Анатолий Аркадьевич Пинский (1956-2006).Идея воплотилась в проектах в рамках Федеральных программ развития образования (ФПРО) С 2002 г. по инициативе А.А.Пинского в рамках ФПРО осуществлялся поиск эффективных моделей общественного участия в управлении школой. В 2005 г. в 6 регионах России были разработаны и апробированы образовательные программы и учебно-методические комплексы для членов школьных Управляющих советов .В 2006 г. был реализован проект по подготовке к более широкому и массовому внедрению моделей Управляющих советов и обучения школьных управляющих. Накопленный опыт лег в основу требований при реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) и Комплексных проектов модернизации образования (КПМО) С 2006 г. конкурсы ПНПО закрепили в качестве необходимого требования к школам наличие органа государственно-общественного управления и публичного отчета. С 2007 г. в рамках ПНПО на конкурсной основе осуществляется государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих КПМО. Одним из 5 направлений этой поддержки стало «расширение общественного участия в управлении образованием». В обязательства регионов входило создание в школах и на муниципальном уровне органов государственно-общественного управления, обладающих комплексом управленческих полномочий, в том числе по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда. В 2008-2009 гг. в рамках КПМО проект на конкурсной основе был реализован в 10 регионах РФ. Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» также предусматривает обеспечение открытости школьного управления и развитие практики деятельности школьных Управляющих советов. Роль Управляющего совета Разработка стратегии. Оформление гражданского заказа на результативность и качество образования. Управляющий совет определяет стратегию и цели развития школы, участвует в разработке программы развития, согласовании «школьного компонента» и профилей обучения. Что делает Управляющий совет: - утверждает образовательную программу образовательного учреждения; - утверждает программу развития образовательного учреждения; - участвует в разработке и согласовывает локальные акты общеобразовательного учреждения, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения. Члены УС могут обсуждать, выбирать и согласовывать: - «школьный компонент» образовательного стандарта, учебный план, форму и профили обучения, а также форму проведения переводных экзаменов; - перечень и порядок оказания дополнительных образовательных услуг, - учебники, из числа допущенных Минобразования и науки России. Управляющий совет: - участвует в решении вопросов ремонта, выполнения требований надзорных органов, выполнения условий для лицензирования и аккредитации; - участвует в решении вопросов благоустройства, создании необходимых условий для организации питания и медицинского обслуживания; - согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; - согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования; - утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной, приносящей доходы, деятельности и из иных внебюджетных источников; - содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования; - участвует в решении вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений. Управляющий совет - участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад общеобразовательного учреждения о результатах деятельности. - заслушивает отчет руководителя по итогам учебного и финансового года; - согласовывает по представлению руководителя заявку на бюджетное финансирование и смету расходования средств; - участвует в оценке качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом локальными актами общеобразовательного учреждения. Обеспечивает участие общественных наблюдателей: - в процедурах итоговой аттестации учащихся, в том числе ЕГЭ; - в процедурах лицензирования образовательных учреждений; - в процедурах аттестации администраций образовательных учреждений. Реализует мероприятия общественной экспертизы и общественного контроля. Предметом для экспертизы и контроля может быть: - соблюдение прав участников образовательного процесса; - качество образования; - качество условий организации образовательного процесса; - содержание инновационных программ; - работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; - создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания; - соблюдение требований к приему в школу и переводу; - предоставление учащимся дополнительных льгот, положенных по закону. Пример из жизни нашей школы. Столовая - это отдельный вопрос, который всегда на контроле у совета. Управляющий совет школы периодически (1-3 раза в четверть), а также по просьбе родителей проводит проверки качества питания в школьной столовой. Решение проблем школьного питания началось еще в 2009 году. На тот период нас не очень устраивало его качество и организация. Управляющий совет обратился к дирекции и работникам столовой, дал свои рекомендации. На сегодняшний день любой член Управляющего совета школы может в любое время без предупреждения прийти в столовую с проверкой либо с предложениями, и будет выслушан. Сейчас меню настолько разнопланово, что придётся по вкусу и вегетарианцу, и ребёнку, который предпочитает плотное сбалансированное питание. Управляющий совет решает вопросы: - установления режима занятий, в том числе продолжительности учебной недели (пятидневная или шестидневная), времени начала и окончания занятий; - введения (отмены) единой формы одежды учащихся; - изменения и дополнения правил внутреннего распорядка. Обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса, в том числе информирование родителей о принимаемых решениях. Управляющий совет: - заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и учредителю; - рассматривает жалобы, заявления и предложения обучающихся и родителей; - ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о расторжении трудового договора с учителем, иным работником школы, с директором школы, вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.Так в нашей школе после собрания Управляющего совета проводятся собрания председателей Родительских комитетов, на них обязательно выступает администрация школы в лице директора и завуча, а также представители Управляющего совета из числа родителей. После этого проводятся собрания классов, где председатели родительских комитетов доносят информацию уже до родителей классов. Таким образом, все решения Управляющего совета школы, все проекты, все просьбы доносятся до родителей учеников. Что может делать Управляющий совет Управляющий совет может проводить заседания, создавать рабочие группы и комиссии, разрабатывать и принимать локальные нормативные акты, разрабатывать рекомендации, проводить контрольные мероприятия, исследования, мониторинги, создавать аттестационные, аккредитационные, медальные, конфликтные и иные комиссии; в рамках контроля за качеством образования осуществлять процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся; направлять обращения, выполнять представительские функции и т.п. по вопросам, которые отнесены Уставом образовательного учреждения к сфере компетенции Управляющего совета. Также Управляющий совет может поднимать вопрос и выносить рекомендации по иным вопросам, которые прямо не включены в перечень его полномочий. Решения Управляющего совета в этом случае будут иметь рекомендательный характер, не обязательный для участников образовательного процесса и администрации школы. Чего не может делать Управляющий совет? Управляющий совет не вправе принимать локальные нормативные акты по вопросам, которые выходят за пределы его полномочий, а также по вопросам, которые отнесены законодательством и Уставом к компетенции других субъектов управления образовательным учреждением. Объем полномочий Управляющего совета, предусмотренный Уставом, не должен отличаться от полномочий, прописанных в Положении об Управляющем совете школы. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Перед Управляющим советом с самого момента его создания стоит две задачи – полноценное информирование школьного сообщества и получение информации о наиболее актуальных проблемах, создание эффективной системы обратной связи. Информация о работе Управляющего совета, которую необходимо довести до сведения школьного сообщества: - имена председателя, его заместителей, секретаря управляющего совета, председателей комиссий и других рабочих групп, полный списочный состав участников; - программа развития школы (если она принята); - годовой план и график работы управляющего совета; - место, время и повестка дня очередного заседания; - решения последнего заседания управляющего совета; - режим и планы работы комиссий и других рабочих групп; - информация о промежуточных и итоговых результатах работы комиссий и других рабочих групп; - режим и место работы приемной управляющего совета; - приемные дни председателя и секретаря управляющего совета; - приемные дни председателей комиссий и временных рабочих групп; - вопросы, вынесенные в настоящее время управляющим советом на обсуждение в школьном сообществе; - проект бюджетной заявки, утвержденная текущая смета бюджетного финансирования школы; - смета доходов и расходов средств, полученных школой из внебюджетных источников. - годовой отчет о деятельности управляющего совета, о деятельности школы, включая ее финансово-хозяйственную деятельность; - другие документы по усмотрению управляющего совета. Для информирования родителей необходимо использовать все доступные ресурсы, самые очевидные способы распространения информации среди родительской общественности – это: - школьный сайт; - информационный стенд; - родительские собрания. Рассмотрим отдельные способы информирования и получения «обратной связи» более подробно. Прием обращений Управляющий совет организовывает постоянную работу с родителями. Родители должны знать, каким образом они могут обратиться к представителям Управляющего совета, если у них возникнет такая потребность. Прием обращений может быть организован через работу приемной в определенном месте по установленному графику. Родителям известен телефон и электронная почта, по которым можно обратиться и рассказать о своих проблемах. Для удобства приемная Управляющего совета организована в виртуальном формате, прямо на школьном сайте. Помимо этого, в помещении школы размещён ящик для писем и предложений. Родительские собрания Регулярно в школе проводятся родительские собрания. Информирование родителей организовано разными способами, самый доступный – распространение информации о работе и решениях Управляющего совета на родительских собраниях. В качестве докладчиков выступают - специально уполномоченный представитель Управляющего совета; - родители - члены Управляющего совета; - классные руководители. В нашей школе после заседания Управляющего совета информация доводиться до сведения председателей Родительских комитетов со всех классов. Они в свою очередь доносят информацию о принятых решениях до каждого из родителей. Возможны и другие варианты. Например, общешкольные родительские конференции. Вопросы, которые будут обсуждаться на конференции должны быть интересны для всех. Например: - результаты экзаменов; - результаты проверки (аттестации, тестирования) в школе; - что сделано для здоровья и безопасности детей в школе; - какие изменения произошли в учительском составе; - куда были потрачены родительские взносы, пожертвования. Одновременно с освоением школой новых ролей и получением автономии возрастают требования к открытости и доступности информации о жизни школы. Эти требования необходимо учитывать не только администрации, в задачи которой входит обеспечение раскрытия информации, но и Управляющему совету, который может взять на себя роль по контролю за данным процессом и оказанию необходимой помощи. Закон «Об образовании» возлагает на образовательные учреждения обязанности по обеспечению открытости и доступности следующей информации: 1) сведений: - о дате создания образовательного учреждения; - о структуре образовательного учреждения; - о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; - об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии); - о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; - о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); - об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; - о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года; 2) копий: - документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); - свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями). - утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчета о результатах самообследования; Хочется привести пример, как в нашей школе налажена работа инновационной площадки по направлению «Внедрение государственного образовательного стандарта начального общего образования» и какова роль Управляющего совета в успешной реализации этой программы. МКОУ Подгоренская СОШ№2 идёт по пути модернизации содержания образования, сохраняя свою главную особенность – быть вторым домом для всех детей, дать возможность раскрыть свой потенциал всем ученикам и учителям. Это стало возможным благодаря современным образовательным целям, заявленным в стандарте второго поколения, новым образовательным технологиям. В основу нового стандарта положен системно-деятельный подход в образовании. Условием для этого является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на совместные формы взаимодействия детей с педагогом в учебной и во внеучебной деятельности. Творческий потенциал педагогического коллектива начальных классов, его профессиональная компетентность, личностные качества педагогических работников, стремление к самосовершенствованию, интерес к творчеству и инновационной деятельности позволили педагогам начать внедрение ФГОС НОО в 2011-2012 учебном году. В школе хорошо налажено информационное обеспечение. На сайте школы размещена информация по введению ФГОС НОО, рабочей группой оформлен стенд, где представлены материалы разнообразного характера по введению ФГОС НОО. На заседаниях педагогического совета, Управляющего совета, методических объединений систематически рассматриваются вопросы перехода на стандарты нового поколения. Управляющий совет взял на себя обеспечение всех учащихся учебниками, на территории школьного двора обновлена школьная площадка, расширен комплект школьного спортивного оборудования, оборудован кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет. Основным критерием работы мы считаем степень удовлетворённости учащихся и их родителей качеством предоставляемых услуг, организацией учебно-воспитательного процесса. Управляющим советом регулярно изучалась удовлетворённость родителей и учащихся теми возможностями, которые предоставляла школа каждому ученику для выявления и развития способностей, склонностей, интересов. Проводимое анкетирование показало, что 98% удовлетворены состоянием учебно-воспитательного процесса, одобряют основные направления инновационной деятельности. Но анализ результатов деятельности показывает, что при наличии, безусловно, положительной динамики существует ряд нерешённых проблем. Это недостаточная сформированность у учащихся познавательной компетенции, невысокий уровень мотивации к обучению некоторых учащихся, проблема привлечения отдельных родителей к участию в образовательном процессе. КАК ЖЕ МОТИВИРОВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ. Родители – главные действующие лица Управляющего совета. Мы находимся в поиске заветного рецепта «как вовлечь среднестатистического родителя в активную деятельность по решению проблем образовательного учреждения». Почему одни родители активны и мотивированы, в другие ждут инициативы директора и указки сверху? С точки зрения теории, у каждого человека есть заветная «кнопка», которая включает его, вовлекает в общую деятельность и делает активным. Мотивация человека держится на трех столпах – личной способности сосредотачиваться на интересных целях и поддерживать в себе мотивацию, на наличии и осознании своих способностей и компетентности в решении поставленных задач и на наличии внешних мотивирующих и стимулирующих условий. Когда человек принимает решение об участии или не участии в чем-либо - очень многое зависит от его уверенности в собственных силах и от его уверенности в успешности и эффективности предпринимаемых усилий. Каждому человеку нужно знать, что время и силы, которые он на что-то затрачивает, не уходят впустую. Поэтому прежде чем принять решение об участии в какой-либо деятельности человек отвечает для себя на вопросы: 1. Важен ли результат лично для меня? 2. Ясен ли уже результат или все уже предрешено? 3. Я могу повлиять на результат? 4. Будет ли результат усилий положительным? Человека не получится вовлечь в деятельность, результат которой ему полностью безразличен. Также родитель, скорее всего, не станет включаться в работу, если уверен, что усилия его ничего не изменят и ни на что не повлияют. На наш взгляд, для того чтобы вовлечь родителей в работу Управляющего совета необходимо поднимать вопросы, которые их волнуют и демонстрировать, что от их личного участия действительно многое зависит. Что помогает мотивировать людей? Нужно быть готовым к тому, что вовлечь в работу Управляющего совета абсолютно всех не получится. Да это и не нужно. Задача руководителя образовательного учреждения и председателя Управляющего совета в том, чтобы создать условия для проявления активности и самореализации для тех, кто изначально готов к участию в работе, наиболее деятельных и активных. Почему люди не хотят участвовать в работе Управляющего совета или принимают участие только формально, для галочки? Разочаровавшиеся обычно отвечают на этот вопрос примерно следующее: - мы все равно ничего не решаем, все решения приняты за нас; - мое мнение никого интересует, я никак не могу повлиять на процесс; - я не являюсь специалистом в вопросах, которые обсуждаются, и не могу ничем помочь; - от моего участия или неучастия ничего не измениться – процесс и так успешно проходит без меня; - я не считаю полезными задачи, которые решает совет. Если невозможно повлиять на отдельные личностные установки, то вполне возможно создать условия, комфортные для работы. В составе Управляющего совета не должно быть пассивных и равнодушных. Пассивность часто бывает признаком недовольства, недоверия или неудовлетворенности организацией деятельности. Если пассивность велика – имеет смысл что-то изменить в самом процессе работы. Несколько общих рекомендаций о том, как создать лучшие условия для работы членов Управляющего совета: 1. Формулируйте цели таким образом, чтобы родителям захотелось их достичь. Цели должны быть привлекательными, они должны быть достижимыми и актуальными. 2. Информируйте новых членов об их полномочиях и ответственности Управляющего совета. Люди должны четко представлять рамки, в которых они могут разворачивать деятельность. 3. Повышайте уровень компетенции членов Управляющего совета. Член Совета будет выключен из обсуждения, если он не понимает специфики вопроса. Родители не специалисты в управлении школой – они могут не знать, что такое подушевое финансирование, ФМО, конкурсные процедуры и что необходимо, для того чтобы получить лицензию. Небольшой, в пределах разумного, ликбез для родителей с разъяснением подобных специфических вопросов, которые выносятся на обсуждение – повысит степень их вовлеченности в обсуждение и принятие решений. Обучение послужит дополнительным стимулом для участия в работе Совета – людям нравится узнавать что-то новое и становиться более компетентными. 4. Используйте компетенцию родителей, их личный опыт и потенциал для решения коллективных задач. Многие родители являются профессионалами в своих сферах деятельности, смогут быть полезными в работе Совета, выступая в роли экспертов, специалистов или организаторов. 5. Демонстрируйте успешность деятельности Совета, фиксируйте успехи и достижения, а также личный вклад каждого. 6. Распределяйте ответственность и предоставляйте свободу действий. Только личная ответственность за процесс позволяет почувствовать сопричастность результату. 7. Спрашивайте и учитывайте мнения каждого, проводите реальные обсуждения и выносите реальные решения на основе мнения большинства, конечно по тем вопросам, которые относятся к сфере компетенции Управляющего совета. Старайтесь получать обратную связь от родителей, выяснять степень их удовлетворенности работой Совета и мнения о тех проблемах, которые необходимо решать. Особенность Управляющего совета в том, что его состав объективно текучий. Дети заканчивают школу и уходят, вместе с ними уходят из состава Управляющего совета их родители. Каждый год состав Управляющего совета может пополняться новыми членами – родителями первоклассников. Поэтому работа Совета должна быть изначально настроена на оперативное включение новых членов, на сохранение его «истории», в том числе передачу успешного опыта, отработанных методик и связей. Управляющий совет занимается также вопросами воспитания учащихся. В нашей школе, как и в любой другой, существуют так называемые "трудные" дети. Учебная комиссия Управляющего совета решила попробовать свои силы в их перевоспитании. Родители решили помочь классному руководителю и фактически взяли на буксир отстающих учеников. В течение месяца они выходили по очереди в этот класс: кто-то проверял состояние учебников, кто-то беседовал с детьми наиболее бунтарского характера, кто-то посещал уроки и т.д. В классе стало спокойнее, у детей появилось больше ответственности к исполнению своих учебных обязанностей. Они увидели, что не один классный руководитель, не только администрация школы заинтересованы в благополучной атмосфере класса, но и родители других детей. Наш многолетний школьный девиз: «Учителя, родители и дети – один за всех и все за одного!» нашёл подтверждение. И в дальнейшем наш Управляющий совет как общественная составляющая управления школы будет способствовать созданию и поддержанию в школе атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи и согласия всех участников образовательного процесса. Анализ работы Управляющего совета МКОУ Подгоренской СОШ №2
Цель создания Управляющего совета в школе- повышение общественного статуса школы через создание имиджа демократического образовательного учреждения, ориентированного на нужды общества. Роль Управляющего совета в школе: Стратегическая – разработка стратегии развития школы, определения целей и политики. Ресурсная – создание и использование механизмов, привлечение дополнительных ресурсов и участия в финансово-хозяйственной деятельности. Координирующая – обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и в финансовых вопросах. Информационная – обеспечение доступности в получении информации всем участникам образовательного процесса. Основные задачи Управляющего совета . Определение основных направлений развития образовательного учреждения. Внедрение новаций и расширения спектра образовательных услуг. Повышение эффективности финансово-экономической деятельности, стимулирование труда работников общеобразовательного учреждения. Создание оптимальных условий и форм организации образовательного процесса. Контроль над соблюдением условий обучения и воспитания, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа. В управлении школой, как и любой другой организацией, есть множество вопросов и задач. Некоторые из них - как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства и др., носят стратегический характер, то есть являются принципиально важными для выживания и успеха школы. Другие вопросы не столь судьбоносны, но требуют квалифицированного оперативного вмешательства Управляющих советов и предполагают профессиональный характер их действий. Управляющий совет нашей школы был избран на общешкольной родительской конференции в ноябре 2007 года. В состав совета входит 11 человек: 4 родителя, 4 педагога, 3 ученика старших классов ,директор школы и представитель учредителя. Издан приказ об утверждении Управляющего совета и его составе. Утвержден регламент Управляющего совета. Создана нормативная база: - Положение об Управляющего Совета. - Положение о стимулировании работников МОУ «СОШ №1» и индикативно-рейтинговая карта профессиональной деятельности работников школы. - Положение о введении в Управляющего совета новых членов без проведения процедуры дополнительного голосования. - Положение о комиссиях Управляющего совета.
Работая над новой редакцией Устава школы, были внесены изменения в части, касающейся управления образовательным учреждением и локальной нормативной базой. В раздел V Устава школы внесены дополнения по созданию УС как органа самоуправления.
Созданы и работают три комиссии: - организационно-педагогическая; - финансово-хозяйственная; - социально-правовая. Определены функции каждой комиссии. Финансово-экономическая комиссия.. Участие финансово-экономической комиссии в работе по привлечению ресурсов для подготовки школьных зданий к новому учебному году позволило решить данную задачу. Благодаря благотворительным взносам родителей и помощи местной администрации были отремонтированы все учебные кабинеты, спортивный зал и места общественного пользования, отремонтирован 1 этаж лицевого фасада здания школы. Педагогическая комиссия. Члены педагогической комиссии главной задачей считали совершенствование работы по организации питания школьников, профилактики правонарушений, обновление и пополнение фонда учебников, участие в организации общешкольных мероприятий. Участие членов УС в работе школы: - организация и проведение общешкольных родительских собраний для выпускников 9-х классов; - проведение классных часов по профориентации учащихся (9, 10-х классов) (4 классных часа); - организация и проведение общешкольных праздников (5 праздничных мероприятий - День Здоровья в сентябре, Новогодние сказки в декабре, «Прощай, Масленица!» в марте); Организационно-правовая комиссия. За данное время работы организационно-правовой комиссией были приведены в соответствие положения: «О социально-психологической службе школы», «О спортивной школьной команде», «Об оказании дополнительных платных услуг» , «Об электронном классном дневнике», «Об организации питания учащихся», «Об инновационной образовательной программе». Комиссия по работе с родителями и местным сообществом. Члены комиссии использовали страницы школьной газеты для отчета о своей деятельности. Учащаяся, член УС, Тулинова А., обеспечивала информационную поддержку страницы УС на сайте школы и в школьной газете. Составлен план работы Управляющего совета. Заведены папки: - Рекомендации, приказы, информация об Управляющем совете; - Нормативно-правовая база; - Протоколы заседаний Управляющего совета. Стимулирующий фонд (где собраны таблицы по результатам деятельности работников школы, в которых отражено количество баллов, набранные членами коллектива). Результат стимулирования в денежном весе. Приказы по распределению стимулирующего фонда пишутся в книге приказов. На школьном сайте создана страница Управляющего совета, на которой расположена информация о работе Управляющего совета. Заседание УС по распределению стимулирующего фонда проходит ежемесячно. Схема управления школой при государственно-общественном управлении: Определены следующие направления развития Управляющего совета школы: - Реализации программы развития образовательного учреждения. - Взаимодействие с органами местного самоуправления. - Взаимодействие с родительской общественностью. На заседании УС решили проводить заседания один раз в три месяца, фактически мы стали встречаться чаще, по мере того, как возникали различные вопросы. Проводился ремонт школы – члены совета наблюдали за его ходом, при возникновении проблем старались решить этот вопрос, чтобы видимая недоделка была устранена. Проводились проверки и работы столовой: проверялось качество пищи, санитарное состояние, наличие журналов, суточных проб. Особое внимание уделяем распределению стимулирующего фонда работников школы. Внедрение новой системы оплаты труда учителей предусматривает выделение в фонде оплаты их труда стимулирующей части, выплаты из которых осуществляются за результативность и качество труда педагогов. Из чего складывается результативность, ведь это не только вложение знаний в ученика, но и работа по дополнительному образованию школы: , работают кружки и секции, участие учеников и учителей в конкурсах, грантах, различного уровня. За свою работу учителя поощряются из стимулирующего фонда. Порядок распределения стимулирующих выплат педагогов определяется положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и регламентом участия совета в распределении стимулирующей части оплаты труда. В нашей школе это происходит так: администрация школы представляет совету на согласование предложения о распределении стимулирующей части в виде информации, содержащей следующие разделы: Структура фонда оплаты труда на данный период (общий объем, базовая часть, стимулирующая часть); Предложения по минимальному количеству баллов, набранных работниками школы, начиная с которого устанавливается надбавка или предложение по «группам стимулирования» (количество баллов (от и до), количество педагогов, объем стимулирования). Денежный вес одного балла оценки профессиональной деятельности членов коллектива умножается на количество набранных баллов. Составляется список членов коллектива с указанием количества баллов, а также с указанием объемов стимулирования. Совет согласовывает предложения администрации и вносит рекомендации по их изменению и дополнению. Создана специальная комиссия по распределению стимулирующего фонда, в которую входит руководитель школы, члены управляющего совета, представитель учредителя. Управляющий Совет школы согласовывает и утверждает решение о распределении стимулирующих выплат. Данное решение доводится до каждого члена коллектива. Создана папка, где находятся таблицы результатов деятельности коллектива. Таким образом, новая система оплаты позитивно влияет на образовательный процесс школы: при том же количестве часов повысилась зарплата педагогов; повысилась активность педагогов в урочной и внеурочной деятельности; увеличилась количество учащихся и педагогов, участвующих в конкурсах. Но помимо этого возникают вопросы в работе Управляющего Совета: Возникла необходимость совместной учебы членов управляющего совета и администрации школы по государственно-общественному характеру управления. Далее – где взять такое количество заинтересованных, знающих специалистов, готовых работать ради детей, ради образования на общественных началах? К тому же юридически отвечать за свою работу? Здесь можно привлечь бывших выпускников, которые проявляют себя как общественники, учителя-пенсионеры, родители школьников, разбирающиеся в финансах, строительстве и т.д.; Где взять средства на воплощение хороших идей в жизнь? Это и есть конструктивный подход к управлению школой через образовательные инициативы, ведь, как говорится, каждая инициатива хороша, когда подкреплена материально. Финансово экономическая деятельность школы включает в себя бюджетное и внебюджетное финансирование. Здесь нужно чётко представлять себе, что сегодня государство финансирует, а на что не выделяет денег, на что будет необходимо искать внебюджетные средства. Как привлечь в школы эти средства - трудная задача. Здесь есть несколько источников: 1. Платные дополнительные образовательные услуги. Управляющие советы должны отслеживать соотношение цена/качество услуги, тщательно проводить мониторинг качества дополнительного образования. Здесь ещё важно помнить о социальной ответственности, т.е. обеспечивать возможностью получать дополнительное образование и детям из малообеспеченных семей. Кто из какой семьи в школе - такой информацией должен владеть социальный педагог. 2. Гранты, призовые деньги от участия в различных конкурсах. Администрация нашей школы, например, старается участвовать во всевозможных конкурсах, это не только работает на доброе имя школы, но и даёт реальные призовые деньги. Все эти мероприятия содействуют созданию в общеобразовательной организации оптимальных условий и форм организации образовательного процесса. А главная проблема: где взять активных родителей? Здесь можем предложить следующие шаги: Наша школа информирует родителей о происходящих изменениях в системе управления образованием, постоянно держим родителей в курсе школьной жизни, школьных проблем, освещаем школьные проекты, требующие родительской материальной помощи. Для этого ежегодно проводится общешкольная родительская конференция с отчетом о проделанной работе, общешкольные родительские собрания, публикации в СМИ, информирование через школьный сайт. Такая работа строится на основе сотворчества учеников, родителей, учителей. Важно растить родителей: не терять связи с выпускниками, отслеживать их жизненный путь, гордиться их достижениями (на сайте школы можно разместить списки выпускников, организовывать вечера встреч и т.д.). При таком отношении больше вероятности, что бывший выпускник приведет своих детей в "родную" школу и захочет поддерживать и развивать школьные традиции. Нельзя забывать поощрять, благодарить принимающих участие в жизни школы родителей, представителей общественности независимо от того, много или мало было сделано. Деятельность по оказанию помощи школе должна стать почетной в глазах общественности. Родители и общественность с учителями и детьми должны совместно решать важнейшие вопросы деятельности образовательного учреждения. В работе еще пока мешает инертность мышления и нерешительность некоторых участников образовательного процесса существующей уже много лет системы образования, но наша школа стремительно меняется. Надо пробовать любые пути для совершенствования системы образования, какими тернистыми не казались бы они на первый взгляд. Ожидаемые результаты Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей и представителей общественности в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единого образовательного пространства. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей и представителей общественности, вовлечение их в педагогическое самообразование, участие в управлении школой Привлечение общественных управляющих к непосредственной творческой деятельности с детьми и к организации совместной досуговой деятельности. Привлечение разных категорий граждан к государственно-общественному управлению. Если рассматривать вопрос о значимости Управляющего совета в жизни образовательного учреждения на современном этапе развития государства и образования, то стоит заметить, что решающих изменений такая форма государственно-общественного управления не дает. Но, тем не менее, школа должна стать более открытой. Интерес к ее жизни, проблемам, достижениям должен наблюдаться и со стороны родителей, и со стороны поселковой общественности, и учредителя. Планируется более частое появление информации в СМИ, на школьном сайте о школьных делах. Рабочее заседание Управляющего совета. На уроке в кабинете физики. В школьной столовой. Программа «Школьный автобус». Благоустройство школьного двора.
Категория: Мои статьи | Добавил: ALEX (19.09.2012)
Просмотров: 6914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz